До недавнего времени вопрос качества школьной формы оставался открытым. Роскачество по обращению Минпромторга России организовало первое национальное исследование качества и безопасности одежды для школы.

Иследование показало, что современный рынок брюк для мальчиков является достаточно проблемным. С одной стороны, различные отклонения в параметрах безопасности (в первую очередь гигроскопичности) были выявлены у 67% продукции, что является очень тревожной цифрой. Вместе с тем на рынке существует острая проблема фальсификации продукции. Недостоверный состав ткани был указан на этикетках 50% исследованных образцов.

Школьная форма

Исследование школьной формы, брюки для мальчиков

По результатам испытаний лишь 14 образцов брюк были признаны товарами, соответствующими стандарту по всем параметрам, включая состав и этикетку. Это школьные брюки следующих торговых марок: Наша Форма, Синар, Смена, Шалуны, Bosser, Baltex, btc, Jc, Katasonov, Mark Gordon, Style me, TRUVOR (2 образца), VAN CLIFF.

Интересно, что школьная форма даже таких известных марок как Zara, Sabotage, Silver Spoon, O'Stin, Orby, Gulliver, Перемена, Noble People, Sky Lake, Stillini, Boston вызвала те или иные нарекания.

В рамках веерного исследования Роскачества были изучены потребительские свойства 98 образцов брюк для мальчиков под следующими торговыми марками: Алекс-М, Арсенал Черноземья, Буква-С, Виктория, Воркутинская швейная фабрика, Елена и К, Золотой Гусь, Инициатива, Класс и К, Класс, Контакт-СДС, Лидер-торг, Наша Форма, Новая школа, Одежда, Озирис, Оreana, Перемена, Победа, Радуга-дети, РУСЬ, Садман, СВ, Синар, Смена, СТАРТ, Стильные непоседы, Тилли-Стилли, Шалуны, ACOOLA, ADONIS, AlisteR, Baloven, Baltex, Barakat, BIARMA, BOSTON, Krassa, Bosser, BREMER, Brl, btс, Cleverly, Choupette, DEN'S, Diboni, DST desty, Etiquelle, Gulliver, ISB, Jc, Kaysarow, Kitty, Magmen, Mark Gordon, MEITEX, Meyberg, Noble People, OLMI, ORBY School, O’stin, Pinetti, PRALESKA, Roderick, Sabotage, Servus, Sette Gattini, SHERY SHEFF, Silver Spoon, Sky Lake, Stenser, Stillini, Style me, Sudar, TRUVOR, TUGI club, Unistyle, Val Max, Valenti kids, Valmer, VAN CLIFF, ZARA. Это самые популярные у россиян детские брюки, представленные в специализированных магазинах по всей стране.

Подавляющее большинство продукции имело отечественное происхождение, прочие образцы были сшиты на фабриках Китая, Белоруссии, Узбекистана, Киргизии, Турции, Болгарии, Италии. Каждый из представленных товаров был изучен почти по 60 параметрам качества и безопасности. Стоимость участвовавшей в веерном исследовании продукции составила от 800 до 4 000 рублей за единицу товара на момент закупки. Важно отметить, что образцы для исследований эксперты Роскачества приобретали непосредственно с прилавков магазинов. В первое веерное исследование школьной формы попали именно брюки для мальчиков, так как они являются самым распространенным предметом одежды для обучающихся. Исходя из гендерных требований к одежде, девочки могут носить в школу и брюки, и сарафан, и юбки. Мальчики же ограничены одним вариантом, поэтому брюки сегодня на рынке представлены максимально широко.

Программа исследования качества школьной формы включила в себя все показатели действующих Технических регламентов на безопасность продукции и ГОСТов, а также ряд дополнительных показателей, которые напрямую влияют на комфорт, качество и безопасность готового изделия. В части безопасности в программу исследования был дополнительно добавлен показатель индекса токсичности и содержания свободного формальдегида. Кроме того, Роскачество проверило разрывную нагрузку ткани, ее стойкость к сминанию, способность образовывать катышки, а также изменять свои размеры после стирки.

В ходе лабораторных испытаний эксперты зафиксировали отклонения от заявленного состава ткани у половины участников исследования. Это товары под торговыми марками: Алекс-М, Виктория, BOSTON, Воркутинская швейная фабрика, Елена и К, Золотой Гусь, Класс и К, Кокетка, Контакт-СДС, Новая школа, Одежда, Озирис, Перемена, Радуга-дети, Садман, СВ, СТАРТ, Тилли-Стилли, ACOOLA, AlisteR, Baloven, Brl, Cleverly, DEN'S, DIBONI, DST desty, Etiquelle, Gulliver, ISB, Kaysarow, Kitty, Magmen, MEITEX, Noble People, OLMI, PRALESKA, Sabotage, Sette Gattini, SHERY SHEFF, Silver Spoon, Sky Lake, Stenser, TUGI club, Val Max, Valenti kids, ZARA.

На этикетках брюк под торговыми марками Инициатива и Pinetti состав материала вообще не был указан, и это можно расценивать как нарушение прав потребителей на информативную маркировку.

Интересно, что в случае целого ряда образцов были обнаружены особенно грубые факты фальсификации. Например, брюки под торговой маркой OLMI и MEITEX совсем не содержали шерсти, хотя их этикетки говорили о ее наличии в количестве 30%. На данный момент брюки школьной формы стали самой фальсифицируемой категорией легкой промышленности за всю историю исследований Роскачества.

Факты фальсификации по составу ткани расцениваются как нарушение прав потребителей на достоверную маркировку, указываемую на этикетке товара, и предусматривают принятие строгих мер воздействия государственных надзорных органов в отношении недобросовестных производителей.

Как говорилось выше, для современного мальчика брюки – это единственный вариант выглядеть официально в школе. В брюках ученики находятся большую часть времени, в течение которого поверхность тела нагревается и начинает выделять влагу. Для того чтобы этот процесс не провоцировал раздражение кожи, ткань должна обладать достаточными возможностями по впитыванию влаги и отведению ее от тела, а также способностью дышать.

В ходе лабораторных испытаний были выявлены очень тревожные факты. Половину всех участвующих в исследовании товаров эксперты признали не соответствующими требованиям безопасности продукции (ТР ТС) по параметру гигроскопичности, то есть эти брюки не способны впитывать влагу. Такими товарами стали образцы под торговыми марками: Алекс-М, Буква-С, Виктория, ACOOLA, ADONIS, Baloven, BIARMA, BREMER, Brl, BOSTON, Елена и К, Золотой Гусь, Кокетка, Лидер-торг, Озирис, Радуга-дети, Садман, СВ, Kitty, Cleverly, DEN’S, DIBONI, DST desty, Etiquelle, Kaysarow, MEITEX, Meyberg, Noble People, OLMI, ORBY School, Oreana, Pinetti, PRALESKA, Sabotage, Servus, SHERY SHEFF, Sky Lake, Stenser, Stillini, Valenti kids, VID class.

Другое массовое нарушение касалось воздухопроницаемости. Не соответствующей требованиям ТР ТС по параметру воздухопроницаемости ткани признана продукция следующих торговых марок: Алекс-М, Арсенал Черноземья, Класс и К, Победа, РУСЬ, ACOOLA, Barakat, Choupette, ISB, Krassa, O’stin (арт. ВР2Р326840), Ostin (арт. BP4P32), Pinetti, Roderick, Silver Spoon, Sky Lake, Sudar, TRUVOR, TUGI club, Unistyle, ZARA.

Фактически больше половины исследованных изделий были признаны небезопасными для здоровья детей. О выявленных нарушениях был уведомлен Роспотребнадзор.

Ткань брюк находится в непосредственном контакте с телом и в некоторых случаях способна причинять дискомфорт. Специальная накладка – лея – закрывает открытые швы брюк на наиболее изнашиваемых участках. Части накладки предварительно стачивают по вогнутым срезам на стачивающей машине, обметывают, а потом пришивают к шву. Эта весьма трудоемкая манипуляция позволяет значительно повысить качество и комфортность готовых брюк и включена в требования действующего ГОСТа.

Большая часть производителей внимательно отнеслись к качеству швов на своих изделиях. Менее 30 производителей не использовали при пошиве лею. При этом производители брюк под торговыми марками Кокетка, Победа, Радуга-дети, ADONIS, Sky Lake, Stillini, Kitty, VID class, Класс заявили о соответствии своих товаров ГОСТу, однако по факту ему не соответствовали. Это является нарушением.

Как и в случае с другими изделиями легкой промышленности, брюки для мальчиков были изучены с точки зрения устойчивости красителя ткани к самым популярным воздействиям – стирке, поту и сухому трению. Кроме этого, программа испытаний Роскачества впервые включила в себя испытания на устойчивость красителя к дополнительному перечню воздействий: глажке, дистиллированной воде (например, если ребенок попал под дождь) и органических растворителей. Оценка устойчивости красителя ко всем типам воздействий производилась отдельно для подкладки и для верхнего слоя брюк. Дело в том, что краситель, который нанесен и на внешние, и на внутренние элементы изделия может перейти на тело ребенка. Это грозит раздражением кожи, возникновением аллергических реакций и другими неприятностями и, кроме того, существенно влияет на внешний вид изделия.

В ходе лабораторных испытаний неустойчивый к тем или иным воздействиям краситель был обнаружен у 16 товаров: Виктория, Oreana, Перемена, Садман, BOSTON, ADONIS, DEN’S, Valmer, Val Max, Choupette, Sky Lake, PRALESKA, SHERY SHEFF, Stillini, Kaysarow, DST, desty.

Производители данных товаров допустили нарушение обязательных требований к безопасности продукции, заложенных в технический регламент Таможенного союза. О выявленных несоответствиях были уведомлены соответствующие надзорные органы.

^